Стратегия: что это такое и зачем она нужна

Стратегия: что это такое и зачем она нужна В России

Поговорим сегодня о стратегии. Мы часто используем это слово, но мои наблюдения показывают, что многие предприниматели употребляют его, не особо задумываясь над тем смыслом, который вкладывается в это понятие. Иногда в том же контексте вместо древнегреческого слова используются более современные – RoadMap или бизнес-план. Что же такое стратегия и для чего она нужна бизнесу? Кстати стратегии для пк есть на сайте stopgame.ru.

Что такое стратегия

В бизнес-сферу понятие «стратегия» пришло из военного дела. Военная стратегия — наука о ведении войны, исследующая закономерности войны, одна из областей военного искусства, охватывающая вопросы теории и практики подготовки к войне, её планирование и ведение. И сегодня гуру бизнеса черпают вдохновение в трактатах Сунь-Цзы и трудах Карла фон Клаузевица.

Слово «стратегия» происходит от греческого strategos, которое является словосочетанием двух слов – stratos (армия, ведущая боевые действия) и agein (руководство). Слово strategos обозначало полководца, создающего концепцию борьбы.

Википедия дает следующее определение: «стратегия — общий, недетализированный план, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели. Задачей стратегии является эффективное использование наличных ресурсов для достижения основной цели.”

Разберем определение:

Стратегия — это план, способ достижения цели. То есть создание стратегии начинается с постановки стратегической ЦЕЛИ — ответа на вопрос “Куда мы идем?”. Стратегия же отвечает на вопрос “Как мы туда попадем?” Причем сценариев и путей движения к одной и той же цели может быть много, наша же задача найти оптимальный – сделать выбор. Он и станет стратегией.

Стратегия — это общий, недетализированный план. Это план широкими мазками. Именно поэтому у меня вызывает недоумение утверждение, что стратегия делает бизнес неповоротливым и лишенным гибкости. Ведь речь не идет о планировании каждого шага на 5 лет вперед.

Стратегия охватывает длительный период времени. Мое личное убеждение, что план меньше чем за год стратегией считаться не может. Оптимальным я считаю горизонт планирования в 3 года. Хотя, безусловно, все сильно зависит от отрасли, в которой работает предприятие, рыночной ситуации, стадии развития компании и еще ряда факторов.

Стратегия решает задачу эффективного использования ресурсов, то есть отвечает на вопрос «Как прийти к цели с оптимальными затратами ресурсов?». Оптимально – это получить больше, вложив меньше.

По сути процесс стратегического планирования заключается в постановке правильных вопросов и поиске ответов на них. Топ-менеджменту приходится постоянно искать ответы на три фундаментальных вопроса:

Вопрос о смысле существования фирмы сегодня и видение способа ее функционирования в будущем

Вопрос о рынках и продуктах

Вопрос о преобладающей модели действий

Питер Друкер сформулировал теорию фирмы: «Они (ответы на эти вопросы) определяют функционирование организации, диктуют, что она делает и чего не делает, показывают, что организация признает весомым результатом. Это данные о рынках, о потребителях и конкурентах, их значимости и действиях. Определяют технологию работы и динамику ее изменений, сильные и слабые стороны фирмы. Это то, за что фирма получает деньги у любой организации, в бизнесе или вне его, есть своя теория фирмы, которая если ясна, точна и связна, имеет огромную силу».

Прошло много лет, но подход не изменился: к вопросам о рынках, продуктах и моделях обращаются все теории и концепции стратегии.
Вопросы эти не меняются – устаревают только ответы

Сформулируем главные из вопросов, предложенные Друкером:

➢ Что еще компания должна начать делать для повышения эффективности? Куда направить ресурсы, чтобы достигнуть цели?

➢ Что компании следует прекратить делать, чтобы повысить эффективность? Откуда изъять ресурсы, чтобы достичь цели?

Кстати, со вторым пунктом дела часто обстоят печально. Многие собственники и управленцы крайне неохотно расстаются с неэффективными бизнес-единицами, направлениями, продуктами, сотрудниками и процессами. Забывая, что стратегия – это выбор. Своевременный отказ от деятельности может быть не менее важным управленческим решением, что открытие нового направления или запуск нового продукта.

Стратегия — это определение приоритетов, выбор ключевых направлений и видов деятельности, ведущих к достижению конкурентных преимуществ, а также отказ от непрофильных.

Стратегия: что это такое и зачем она нужна
0 votes, 0.00 avg. rating (0% score)